Эстетический шок: волшебные кукольные мультфильмы Вадима Курчевского
Большинство мультфильмов Курчевского в большей мере может быть адресованы родителям, чем их детям. Тонкая поэтичность и романтическая приподнятость, ненавязчивая философичность — вот что определяет творческий почерк этого интересного и своеобразного художника. Многие фильмы режиссера посвящены музыке.
1. «Мастер из Кламси» (1972)
2. «Легенда о Григе» (Эдвард Григ) (1967)
3. «Пер Гюнт» (1979)
4. «Легенда о Сальери» (Моцарт, Сальери) (1986)
5. «Франтишек» (1967)
6. Тайна запечного сверчка (Моцарт) (1977)
7. «Мой зеленый крокодил» (1966)
8. «Немухинские музыканты» (1973)
9. «Освобожденный Дон Кихот» (1987)
10. «Садко богатый» (1975)
(к каждому мультфильму дано описание)
Среди советских режиссеров анимации много мастеров с фантастическими познаниями живописи и ее глубоким пониманием, что неудивительно, ведь почти все они сами художники. Вадим Владимирович Курчевский — один из таких аниматоров, изучение его творчества вызывает эффект, подобный синдрому Стендаля: кажется, ни у кого не было такой мощной «атаки» зрителя живописными образами, цветами и красками. Многие аниматоры в своих работах оживляют живопись, но гениальность Курчевского в том, что он делает это в кукольных мультфильмах! Понятно, что рисованная анимация по своей природе гораздо ближе к рисункам и картинам. Вадим Курчевский и Николай Серебряков провели уникальный эстетический эксперимент — оживили живопись в объемной анимации, но если Николай Николаевич пробовал разные техники, то Вадим Владимирович более 20 лет развивал одну концепцию.
Вадим Курчевский родился в Коломне, закончил Московский институт декоративно-прикладного искусства, работал художником-оформителем кукольных спектаклей, разрабатывал образцы игрушек на игрушечной фабрике, рисовал иллюстрации к детским книгам. В 1957 году на «Союзмультфильме» появилось объединение кукольных фильмов, куда и пришел Курчевский художником-постановщиком. С 1960 года начал выпускать мультфильмы совместно с Йосифом Боярским и Николаем Серебряковым, с 1966 года режиссирует самостоятельно.
В подобных сухих биографических справках ничего не написано о том, где и как Вадим Курчевский изучал европейскую живопись, от классики 16 века до авангарда 1910-20-х — все это огромным потоком хлынуло в его мультфильмы и переплавилось в причудливые формы. Курчевского можно назвать советским Питером Гринуэем — аниматора и английского кинематографиста действительно многое объединяет. Оба художники, оба великолепно знают и чувствуют живопись, оба в своих фильмах выносят на первый план визуал. Из-за этого их работы с непривычки тяжело воспринимать. Оба режиссера-художника обрушивают на нас лавину живописных образов, пренебрегая традиционными принципами развития сюжета. Гринуэй давно обрел культовый статус среди любителей арт-хауса, в советской анимации, понятное дело, не было такого слова, поэтому имя Курчевского известно лишь знатокам. Его мультфильмы — эдакий советский кукольный арт-хаус — про них мало кто знает, несмотря на то, что это без всякой иронии Высокое Искусство.
Цветовая драматургия
Если сводить дилетанта в музей и спросить, что он там увидел, он скажет: красивые цветные картинки! Сказано к тому, что даже если вы совершенно невосприимчивы к живописным образом, то обилие цвета и цветовое разнообразие в мультфильмах Курчевского вам сложно будет не заметить. Вообще, его мультфильмы надо смотреть на большом экране или хотя бы в качестве FullHD — на доступных видеозаписях теряется немалая часть цветового очарования Курчевского. «Цветовая драматургия фильма» (формулировка самого автора), взаимодействие цветов, самоутверждение цвета — основа художественного стиля аниматора.
Куклы и декорации
Кладезь живописных образов Курчевского — куклы и миры, в которых они обитают. Большинство персонажей обладают одной особенностью, которая сразу бросается в глаза — они некрасивые. Точнее, красивые, но по-своему. Куклы как будто потрепанные, угловатые, иногда чумазые, иногда размалеванные, страшненькие. Но все эти условные внешние недостатки компенсируются одной вещью — харизмой. Несовершенства делают кукольных персонажей более «живыми», эмоциональными и выразительными: сквозь угловатость и растрепанность проступает невероятная жизненная энергия, мощный характер.
Декорации в мультфильмах Курчевского поражают стилистическим разнообразием. Особенно это касается изображения городов и улиц. Просматривая фильмы один за другим, мы переносимся из старых европейских городков в советские мегаполисы и обратно. Каждый раз мы видим неповторимое пространство со своей уникальной атмосферой...
«Эстетический шок»
Мастера короткометражной анимации, выпуск №79